«Липецкая спортивная газета»: Кортеж в честь елецкого самбо
13.09.2017 «Липецкая спортивная газета». Роман ДЁМИН
У распахнутой двери поезда Москва — Елец он слегка замешкался, растерялся. И глазам своим не поверил — перрон привычного вокзала был переполнен, как говорится, забит до отказа. Так Елец встречал именно его — Николая Курбаева, чемпиона мира по самбо.
По родной земле он и шага не успел ступить, тут же оказался на руках восторженных земляков. А потом разогнавшийся кортеж повёз его через весь город в открытом «уазике» и с эскортом из местных мотоциклистов. Восторженная разноголосица звучала и на подходе к «Эльте», где в честь Курбаева, прославившего город на весь мир, организовался митинг. Народ спешил увидеть чемпиона, и вскоре на пространстве у проходных завода образовалось столпотворение.
Смотрели на чемпиона со всех сторон, даже из окон домов и с крыши заводоуправления. О том, что к нему пришла слава, свидетельствовали не только заголовки городской, областной и всесоюзной прессы, но и желание местных мальчишек становиться «курбаевыми». Пожалуй, это был пик популярности областного самбо. От желающих посещать секции борьбы не было отбоя, что придало мощный импульс развитию спорта.
…На первой тренировке в Детском парке Ельца пятнадцатилетнего Курбаева, худого и лёгкого, никто всерьёз не воспринял. Но когда он в пробных поединках одолел ровесников, тренировавшихся в секции уже полгода и весивших больше 53-килограммового Николая, шустрого паренька в секции оставили. Было это в августе 1968 года. А через месяц регулярных тренировок повезли его в Липецк на первенство области. Тогда дебютанта многое поразило — и спорткомплекс «Динамо», светлый, огромный и современный, и настоящий борцовский ковёр вместо старых матов, к которым Курбаев привык в Ельце. Ошарашенный разительными переменами новичок и на настоящем ковре не устоял, проиграл почти все схватки. Многие, обескураженные таким дебютом, на ковре потом не появляются, но неудача лишь распалила амбиции парня из Ельца. И вскоре на другом серьёзном турнире Николай Курбаев сумел взять реванш, одолев недавних «обидчиков» с явным преимуществом.
Он быстро прогрессировал. В августе 1970-го выиграл первенство Советского Союза среди юношей, причём в одной весовой категории вместе с ельчанином победу оспаривали более семидесяти самбистов из братских республик необъятной страны. В такой вот жёсткой конкуренции развивалось самбо Союза в недалёком прошлом. В том же году Николай выполнил норматив мастера спорта СССР среди взрослых, а позже стал первым в Ельце мастером спорта СССР международного класса. К 1974 году за плечами Курбаева десятки побед на областных, всесоюзных и международных соревнованиях. А вот на чемпионат мира того же года земляк мог бы и не попасть.
Можно вспоминать и сослагательное наклонение, можно проклинать и досадную оплошность, но важную схватку на чемпионате СССР, где разыгрывались путёвки мирового уровня, ельчанин проиграл. Был он на пике формы, традиционно досрочно побеждал и соперников. В ходе очередного поединка Николай и под шум трибун услышал свисток судьи, фиксировавшего остановку схватки. Курбаев прекратил борьбу, а его оппонент, мгновенье спустя, неожиданно ринулся в атаку и провёл успешный приём. Последовавшую разборку позитивной не назовёшь. Судейский свисток, оказывается, действительно прозвучал, но с соседнего ковра. К счастью, состоялись ещё сборы и перед дальней дорогой, были и новые испытания, проверки на прочность основного состава советских самбистов. И это своеобразное отборочное сито прошёл достойно.
Что касается чемпионата мира, проходившего в Монголии, то, по воспоминаниям Курбаева, самым трудным поединком стал первый, дебютный. Накануне не спалось, уж больно непривычным для наших спортсменов был климат Улан-Батора. Здешняя жара донимала даже ночью. Чтобы снять стресс, вызванный акклиматизацией, тренер посоветовал и заставил ельчанина выпить бутылку шампанского. Только после этого Курбаев, кстати, алкоголь он не употреблял и не употребляет, свалился на гостиничную койку и провалился в сон.
А на следующий день перед переполненными трибунами, вмещающими три тысячи зрителей, Николай ковал свои победы, скоротечные и досрочные. Врезалось в память, как после полуфинала отчаянно рыдал болгарский борец, всерьёз рассчитывавший на чемпионство. Наш земляк поймал его уже на первой минуте своей коронной передней подножкой с последовавшим потом болевым приёмом. Запомнились Николаю и собственные слёзы. Они покатились по щекам, когда он поднялся на высшую ступень пьедестала, когда заиграл Гимн Советского Союза.
…Слёзы напрашивались и когда распахнулась дверь поезда Москва — Елец, такого радушного приёма на переполненном перроне родного вокзала Курбаев не ожидал. Замешкался, засмущался, но земляки быстро дали понять — встречать достойных и заслуженных в стране умеют. Ими гордятся.