Сергей Чернышов: «Кокорин был под впечатлением от моей игры»
«Липецкая спортивная газета» в номере от 28 июня разместила интервью с елецким футболистом Сергеем Чернышовым, в чьей карьере — выступления за футбольные клубы ПФЛ и ФНЛ.
«Липецкая спортивная газета»: Сергей Чернышов: «Кокорин был под впечатлением от моей игры»
Спустя несколько лет в «Металлург» намерен вернуться ельчанин Сергей Чернышов, успевший поиграть за лискинский «Локомотив», подмосковные «Химки» и столичное «Торпедо». В беседе с корреспондентом «ЛСГ» «заводной» на поле футболист был спокоен и рассудителен, откровенно рассказав о своей карьере, тренерах, семье и поделившись планами на будущее.
«Торпедо» желаю вернуться в премьер-лигу
— Роман с «Торпедо» подошёл к концу?
— 5 июня у меня закончился контракт с автозаводцами, и я стал свободным агентом. Очень обидно, что мы не сумели решить задачу по выходу в ФНЛ. Имели для этого все шансы, у нас был неплохой подбор футболистов, не хватало только атакующей игры.
Слишком многое было завязано на контроле мяча и растягивании обороны соперника. В тех эпизодах, когда надо было рисковать и обострять ситуацию, мы старались не потерять мяч. В этом, считаю, недоработка тренера, поставившего нам такую игру. К тому же зачастую это оборачивалось потерей очков в концовках матчей. Не слишком были к нам благосклонны и судьи, как правило спорные эпизоды трактовавшие в пользу соперника. В итоге путёвку в ФНЛ завоевал клуб, больше хотевший пойти на повышение.
— Решение покинуть стан «чёрно-белых» принял после разговора с новым наставником команды Игорем Колывановым?
— Встреч и разговоров с ним у меня не было. Капитан «Торпедо» в SMS-сообщении написал, когда будет первая тренировка, и добавил: «Если хочешь остаться в команде, приходи». Мне в июле стукнет 33, кататься по 400 километров и ждать, оставят тебя или нет, не для меня.
Отмечу: подводных течений в этой истории нет. В «Торпедо» мне очень нравилось, и от игры в этом клубе остались только хорошие воспоминания. У меня была приличная по меркам второго дивизиона зарплата, к тому же клуб дополнительно оплачивал квартиру. В административный штаб «чёрно-белых» входят профессионалы своего дела, которые первыми приходят на тренировку и последними с неё уходят. Каждое занятие записывалось на видео, а потом тренерский штаб разбирал действия футболистов и указывал нам на ошибки. В целом подход к делу как в премьер-лиге, и возвращения в элиту российского футбола я «Торпедо» и желаю.
Но я решил поиграть поближе к дому, позвонил Сергею Машнину, и вот я в Липецке. Жду встречи с новыми руководителями клуба и хочу сесть за стол переговоров.
— Этот год занесёшь себе в актив?
— Сезон сложился для меня удачно. Удалось дебютировать в ФНЛ и забить один гол. Возможно, статистика была бы лучше, если бы тренер больше доверял и чаще выпускал на поле с первых минут.
Зимой перешёл в «Торпедо» и выдал самую продолжительную голевую серию в своей карьере, огорчая соперников в пяти матчах кряду. Наверное, сказался перевод на острие атаки, поэтому три своих мяча я даже забил головой, что для меня несвойственно.
— Что произошло в матче с «Чертаново», после которого вы потеряли шансы на выход в ФНЛ?
— Никакой недооценки соперника не было. Мы понимали силу соперника и знали, что нам будет противостоять хорошая, молодая и обученная команда. Пытались в привычной манере растянуть оборону соперника, но поле арены «Чертаново» слишком узкое и у нас мало что получалось. А хозяева поймали нас в ходе одной из контратак и забили победный мяч. Думаю, «черти» и в новом сезоне многим попортят нервы. Победа над столичным «Спартаком» в первом тайме недавнего спарринга — лишнее тому подтверждение.
— Тебе комфортнее действовать в роли наконечника атак или в оттяжке?
— На острие атаки я играл лишь эти полгода в «Торпедо». На этой позиции мне было действовать непривычно — слишком был зависим от партнёров, хотя и реализовал все моменты, которые они для меня создали. А в оттяжке я отыграл почти всю свою карьеру. Тут если не сам забьёшь, так выкатишь мяч партнёру на более выгодную позицию.
— Все свои голы в стане автозаводцев ты отмечал с фанатами. Сразу почувствовал себя своим в этом клубе?
— У «Торпедо» большой и крутой фан-сектор, невероятные болельщики, поддерживавшие нас в каждом городе. Они очень ждали от нас первого места. Жаль, что мы не оправдали их ожиданий. Я был знаком с некоторыми фанатами, мы хорошо общались. Одному из них с удовольствием подарил свою майку. Жаль, клуб не проводил никаких встреч где-нибудь в баре. Думаю, разговор в неформальной обстановке сплотил бы «Торпедо» и болельщиков в единое целое.
— Поделись впечатлениями от пребывания в ФНЛ.
— По сравнению со второй лигой это другой уровень, особенно это касается организационной работы. Перелёты, куча витаминов, препаратов. В «Химках» было грех жаловаться на работу административного штаба, все специалисты прекрасно справлялись со своими обязанностями.
Если говорить о командах, то коллективы из первой половины таблицы выделяются игрой, а остальные находятся на одном уровне. Противостоять им могут и команды второй лиги. Это доказывал лискинский «Локомотив», когда мы переиграли «Факел» и привезли в городок Воронежской области столичное «Динамо».
— В той игре почувствовал разницу между клубом второй лиги и премьер-лигой?
— В том-то и дело, что нет, хотя москвичи вышли на поле практически в боевом составе. Играли Владимир Габулов, Игорь Денисов, Томаш Губочан, Павел Погребняк, Александр Кокорин и другие сильные футболисты. Но парни из второй лиги смотрелись ничуть не хуже, а на первых минутах и вовсе переигрывали соперника. Да, в итоге мы проиграли — 0:2, но разницы в классе никто не почувствовал. Более того, глава района и президент клуба Виктор Шевцов заплатил нам премиальные за тот матч. Сумма была сопоставима с той, что мы получали за победы во втором дивизионе.
— Согласен, что был одним из лучших на поле в составе своей команды в том матче?
— Мне было интересно, как я буду смотреться на уровне игроков сборных, поэтому вышел на поле сверхмотивированным. «Динамо» позволяло играть, и матч получился интересным. У меня многое получалось в этой игре, и из 15 обводок 11 оказались удачными, причём после этих обыгрышей удавалось создавать опасность у чужих ворот. За тот матч аналитики из компании Instat Football поставили мне очень высокую оценку. Instat Index был около 250 (для сравнения: у лучших игроков «Металлурга» в этом сезоне средний показатель был 181 — Прим.авт.). После матча Кокорин подошёл к моему партнёру Дмитрию Агапцеву и задал ему только один вопрос: «Как фамилия того дриблёра?» Наверно, тоже был под впечатлением от моей игры (смеётся).
— Ожидал, что получишь шанс попасть в ФНЛ в 31 год?
— Верил и прогрессировал от сезона к сезону. В «Локомотиве» за два года забил 18 мячей и, если бы слушал наставника команды Игоря Пывина, мог бы улучшить свою статистику. Сейчас смотрю в прошлое и понимаю, что очень много сил тратил далеко до штрафной площади. Пока добежишь, обыграешь оппонента, сил на последний удар уже не остаётся.
— Именно в Лисках ты стал более спокойным на поле. Что произошло?
— Я ещё в Липецке старался сдерживать свои эмоции, но не всегда это получалось. Уж слишком я заводной парень! На всех это действует по-разному, кто-то вслед за мной заводится, а кто-то, наоборот, вешает нос. В итоге — минус один человек, а на командных действиях это сказывается. Да и сам потом ходишь по полю, переживаешь и думаешь: «Зачем я так на него наорал?» В последнее время стараюсь быть ещё более сдержанным.
— Ты в детстве занимался дзюдо. Были моменты в карьере, когда хотелось выкинуть соперника с поля?
— Очень много было подобных эпизодов (улыбается). В Туапсе за «Торпедо» играл спарринг против тверской «Волги» и меня один футболист придержал за майку. Держал до последнего и не отпускал. Я решил в ответ сделать ему подсечку, от которой он просто улетел. Момент получился смешной. Поднялись со своим оппонентом, пожали друг другу руки и продолжили встречу. В официальном матче это была бы прямая красная карточка, но в контрольной встрече обошлось.
— Из «Металлурга» ты уходил со словами: «Меня здесь не ценили, и сюда я больше не вернусь». Кто тебе так сильно насолил?
— В сезоне-2013/14 я проделал очень большой объём работы и был одним из лучших в составе липецкой команды. Об этом мне говорили и болельщики «красно-чёрных». Летом попросил у бывшего гендиректора увеличить зарплату хотя бы на десять тысяч рублей, но получил отказ под предлогом, что у клуба нет такой возможности. Это была чистая ложь: у нас некоторые футболисты сидели на лавке и получали эти деньги! В «Локомотиве» же мне предложили ещё более выгодные условия, чем я хотел в Липецке, вот я и уехал в Лиски.
Люблю шансон и творчество Лещенко
— Ты работал под руководством многих специалистов, кого считаешь самым сильным?
— В плане тактики мне многое дал Валерий Третьяков. При нём в «Ельце» я мало играл, но очень многому научился. Прекрасно помню и других людей старой закалки — Игоря Семёновича Волчка, Эдуарда Васильевича Малофеева. У них, напротив, тренировочный процесс в основном строился на «физике». Помню, молодым в Кисловодске бегал кроссы по 25 километров утром и почти столько же вечером. Приходил в номер и буквально падал от бессилия с пульсом под 200.
Сейчас растут специалисты, придерживающиеся иной футбольной философии. В «Химках» и «Торпедо» мы вообще бегали по большим праздникам, а все упражнения делали с мячом.
Лично мне кажется, «физика» всё же важна, особенно при подготовке к сезону. Сейчас тренируюсь в составе «Металлурга» и с непривычки за неделю уже немного подустал.
— Самая смешная история, которая случалась с тобой за карьеру?
— Шуток и приколов было много, особенно в молодости. Помню, однажды проснулся на сборах — а я уже в шортах и гетрах. Как меня партнёры по команде одели и я не проснулся, ума не приложу. Накинул майку и пошёл на тренировку.
В питерском «Динамо» Эдуард Малофеев перед играми читал стихи. Смысл его произведений носил больше не юмористический, а мотивирующий характер. Но всё равно необычно.
— Ты рад нынешним изменениям в руководстве «Металлурга»?
— К чему это всё приведёт, увидим по окончании сезона. Если новые руководители выведут клуб на новый уровень во всех отношениях, то перестановки будут оправданными. Если этого не произойдёт, какой смысл было затевать перемены?
Сейчас немного портит картину стадион «Сокол», на котором играет команда. Многие соперники жалуются на гуляющий по арене ветер, кроме того, на стадион неудобно добираться болельщикам.
Что ж, недостаток комфорта нужно компенсировать хорошей игрой. Необходимо работать над зрелищностью и попытаться вернуть зрителя. В Липецке всегда любили футбол, и на обновлённую арену стадиона «Металлург», надеюсь, будут ходить уже не пятьсот человек, а в разы больше.
— Все мы знаем футболиста Сергея Чернышова, но понятия не имеем, как ты проводишь свободное от футбола время.
— В жизни я обычный парень. Мало кто подумает, что мне уже 32 и я отец двоих детей. Привык быть душой компании. По молодости любил ходить в ночные клубы. Кровь кипела, развлекались как могли, иногда даже до драк доходило. К счастью, обходилось без серьёзных последствий и приводов в полицию. Сейчас о тех приключениях вспоминаю с улыбкой, и меня всё чаще тянет в караоке. Могу спеть что-нибудь из поп-музыки, люблю шансон и творчество Льва Лещенко.
— У тебя растут сыновья Фёдор и Тихон. Оба пойдут по стопам отца?
— Про Тихона говорить рано, ему всего несколько месяцев. Фёдору пять лет, и сейчас его больше тянет в единоборства. Любит подраться, а к мячу особого рвения пока не проявляет. Недавно купили ему коньки и шлем, катается и, может быть, станет хоккеистом. Во всяком случае, я вижу у него такое желание.
— Фёдор и Тихон — не самые популярные имена в России.
— Старшего назвали, потому что это имя сильных духом людей — Черенкова, Емельяненко. Мне импонируют жизненные приоритеты последнего. На первом месте вера в Бога, затем семья и спорт. Всю карьеру он проводит без скандалов, очень уверенный в себе и своих силах мужик. Хотел бы, чтобы мой Фёдор также вырос сильным человеком.
А имя Тихон понравилось всем в нашей семье. Наш земляк Тихон Задонский канонизирован церковью и почитается как чудотворец.
— Чувствуется, что ты православный человек.
— Я не часто посещаю церковь и пощусь. Профессиональному спортсмену выдерживать серьёзные нагрузки без мяса практически невозможно. Это Виктор Геннадьевич Булатов — вегетарианец. Съест булочку, капусту и идёт на тренировку. Ему как тренеру немного легче в этом плане, а я так не могу.
В церковь хожу, когда есть время. Бывало, что после общения со святынями становился совсем другим человеком. Однажды меня хватило на целый месяц: вёл себя спокойно, не хотелось даже материться. Ребята в «Локомотиве» были немного в шоке.
— Чем займёшься по завершении карьеры?
— Честно говоря, пока не решил. Хотелось бы остаться в футболе, может быть, стану детским тренером или помощником в главной команде.
Но вы подождите, не спешите меня хоронить как футболиста. Я ещё чувствую в себе силы и готов приносить пользу. Как сказал Андрей Ширяев, глядя на нынешнюю молодёжь, я буду спокойно играть до 40 лет. За три года отсутствия в «Металлурге» мало что поменялось. Костяк команды составляют практически те же самые ребята. Молодёжь не рвётся в футбол, и результаты второй команды выглядят удручающе. Как можно стабильно пропускать по пять мячей? Лично я не понимаю. Мы бы ревели от злости, а они ходят и особо не переживают. iPhone в кармане, и жизнь удалась…
— Что можешь сказать болельщикам «Металлурга»?
— Верьте в родной клуб и ходите на футбол! В этом сезоне о борьбе за путёвку в ФНЛ от группы «Центр» заявили «Торпедо» и «Арарат». «Армяне» собирают в свою команду настоящих «звёзд»: Павлюченко, Измайлов, Ребко, Лебеденко — безусловно, очень сильные игроки с богатым опытом за плечами.
Но на поле играют не фамилии, а команда. Если мы будем выполнять установки главного тренера и отдаваться игре на все сто, нам по силам обыграть любой коллектив. Загляните в недавнюю историю липецкого клуба. В ФНЛ выходили тульский «Арсенал», саратовский «Сокол», «Факел», «Тамбов», а с кем они теряли больше всех очков? Правильно — с «Металлургом».
Ещё хочу добавить, что я не собираюсь выпрашивать большую зарплату. Хочу вернуться в стан «красно-чёрных» на приемлемых для всех условиях.
Источник: «Липецкая спортивная газета»